В начале октября сего года свершилось событие, на котором мне судьбами Божиими пришлось побывать. Прошел с тех дней уже месяц, но впечатления от него совсем не угасли. Именно поэтому спустя некоторое время я решил написать про это историческое событие, которое очень мало и тихо отмечено где-либо, даже в церковных источниках. Ему, может быть, и надлежало остаться незамеченным, но сильное желание рассказать вам, читателям «Иоанновского листка», о нем не позволяет мне умолчать о нем.

Настало время собрать всех игуменов земли русской вместе. За время возрождения монастырей в постсоветское время обители из разрушенных святынь стали потихоньку возвращаться к жизни. Стали появляться уставные общины с хозяйством, со строительством и имуществом, в которых спасающиеся братства и сестричества обрели место радостной со Христом жизни. Но, конечно же, появились и проблемы. Некоторые из них можно было решить только соборно. Это понимали и мы, игумены и монахи, и церковноначалие вкупе со Святейшим. И вот, наконец, созрело Первое Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое прошло в стенах древней Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Не напрасно называют в песнопениях и акафистах Преподобного Сергия игуменом земли русской. Так случилось и сейчас. Открывая этот исторический съезд, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл очень красиво описал, что «общая молитва игуменов и игумений — уже историческое событие, а если представить, что за каждым из нас стоит дружина монашествующих, то все монахи молились сегодня в большой келии Преподобного Сергия». А тут еще и 700-летие Преподобному случилось. Думаю, что юбилей помог все-таки объединить нас под сводами Троицкого храма.

Событие, ничего не преувеличивая, действительно особенное. Во время выступления первого докладчика, нашего Предстоятеля, все сидели с напряженными лицами, серьезные, мобилизованные, неподвижные. Приятно и до слез волнительно было оказаться в собрании вместе с единомышленниками, которые находятся на передовой нашей воинствующей Матери-Церкви и не понаслышке знают все проблемы монастырской жизни, понимают сердцем друг друга и каждого, ибо все вызовы времени мы чувствуем на себе, в том положении, в котором призваны на служение Церкви. Все в присутствии Первосвятителя были как струна. Надо и в общем отметить и особую атмосферу, а правильнее и по-русски сказать, особый Дух, который пребывал во время всего Собрания, а оно в подавляющем числе состояло из игуменов и игумений. Причем здесь были и игумены-архимандриты, и игумены-епископы, то есть те, кто управляет монастырями. Здесь следует сказать, что сейчас в нашей Церкви отошли от практики нарекать игуменом за заслуги или преклонный возраст. Так же, как и в Греции, в наших обителях, игумен — это тот, кто первый среди равных в монастыре, кто управляет им.

Дух общения на Собрании показался мне не больше и не меньше прообразом Небесного Царствия. Все были очень вежливые и упредительные: ты еще не сказал ничего, но по взгляду или повороту головы тебя могут спросить, не нужна ли помощь, или уже помочь, или подсказать. Все говорят негромким голосом и даже тихо, но каждый слышит другого. Причем делается это все не нарочито, не искусственно, а от особого органичного состояния, которое случилось от особого же образа жизни монаха. И как же это разнится с обыкновенными светскими собраниями, которые наверняка были у каждого в жизни! Конечно же, и обитель Преподобного Сергия обязывает каждого, попавшего сюда, быть немного другим, чем обыкновенно Свято-Троицкая обитель в г. Сергиев Посад — это удивительный центр сосредоточения русского монашества, имеющий начало от самого великого святого. Есть мудрость, что не место красит человека, а человек место, и эти слова можно справедливо применить к Сергиевой Лавре. Здесь все благолепно и красиво именно потому, что великий человек, достигший святости, Преподобный Сергий, игумен Радонежский и земли русской, украсил это, некогда более семи веков назад, пустынное место. Украсил его своими трудами, молитвой и непрестанным пребыванием здесь своими святыми мощами. Здесь действительно утихают страсти и мятежность, опустошенные сердца наполняются благодатью, мрак неверия рассеивается, радуется душа и поведение каждого приезжего, каждого паломника по-доброму меняется.

Нужно ли раскрывать вопросы, которые мы с интересом и со всяческим вниманием обсуждали? Стоит ли говорить о докладчиках и темах, ими поднимаемых? Не стоит и не нужно. Это, во-первых, довольно пространно и долго и, второе и главное, является внутренним делом и жизнью монастырей и монашествующих, понять которые может только монах, а простить — только Бог. Скажу только, что Церковь наша жива и подвижна, она отвечает на любые изменения ее жизни, не повредив Евангелию и самой сути церковного устройства. Это я увидел и понял, побывав на Собрании. Хотя. Про обыкновенное чудо, со мной случившееся, надо обязательно рассказать рассказать, потому как оно совсем к месту.

Многие докладчики на Собрании цитировали некоего митрополита Афанасия Лимасольского. Я слушал, и мне понравились его свежие, созвучные с нашей жизнью мысли, и я подумал, что неплохо было бы приобрести его труды, чтобы почитать. На следующий день я немало удивился, когда один из докладчиков был сам владыка Афанасий Лимасольский, митрополит с Кипра. Его доклад длился дольше обычного, так как требовался синхронный перевод. Прекрасный безымянный переводчик помогал нам понимать греческих игуменов. Несмотря на затянувшийся доклад, я слушал его с радостью и окончательно решил поехать в Сретенский монастырь, где продавалась книга нашего удивительного современника. Приехав в книжную лавку, я зашел сначала в лавку иконную и полюбовался изящными священными изображениями из камня и дерева и реставрационными работами старинных икон, а когда зашел купить искомую книгу, то от обилия людей не смог пройти более, чем на три шага. И вот он — случай, поразивший меня. Когда я поинтересовался у сотрудника магазина, что здесь происходит и кого ждут, то услышал в ответ, что сейчас будет презентация книги владыки Афанасия, митрополита Лимасольского «Открытое сердце Церкви», и он вручил мне ее. Сам святитель с минуту на минуту приедет. Тут толпа зашевелилась, и после толканий по лестницам и поворотам меня вынесло прямо на владыку, о котором я думал последние дни больше, чем о ком-либо. И вот он, вошедший через задние двери, благословляет меня и подписывает мне буквально свалившуюся на меня такую желанную книгу. Тихо поблагодарив его по-гречески словами евхаристо поли, я вдруг почувствовал такое редкое состояние почти детской радости и счастья и ждал, кому бы рассказать об этом. В этом состоянии я не помнил, как вернулся к месту моего временного ночлега.

Таково было мое путешествие в дни празднования 700-летия Преподобного Сергия. Я рад, что поделился с вами своими мыслями и впечатлениями. Для меня дни Собрания игуменов монастырей Русской Православной Церкви навсегда отпечатались в моем сердце. Мы все договорились встретиться еще раз. Через год.

Мы все ушли из стен Свято-Троицкой Лавры не такими, какими пришли. Мы ушли с обновленным чувством нашего призвания, остро понимая, что если монашество ослабнет, то ослабнут жизненные силы нашего общества и свет миру, каким и называют монашествующих, погаснет.

игумен Петр (Барбашов)

Сегодня, 17 ноября:
Прп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I).
7.30 — Часы, Литургия.
17.00 — всенощное бдение.
начало исповеди в 17.00

Завтра, 18 ноября:
Неделя 25-я по Пятидесятнице.
Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов.
6.30 — ранняя Литургия.
8.30 — поздняя Литургия.
Прп. Варлаама Хутынского (1192).
17.00 — Вечерня, Утреня со славословием, 1-й Час

Расписание богослужений
Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч., а по воскресеньям и в двунадесятые праздники - в 7:30 утра.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.