В православной традиции существует несколько особенных дней, в которые принято поминать усопших. Эти дни называются родительскими субботами. За неделю до Великого поста отмечается Вселенская мясопустная родительская суббота. Мясопустной она названа потому, что находится в мясопустной седмице.
Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день называется так: "Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".
В синаксаре, собрании исторических сведений о празднике или о каком-либо святом на этот день, написано: "Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все причины и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, основываясь на учении апостольском, и установили, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил свою земную жизнь, не лишился молитв Церкви".
Установление мясопустной родительской субботы восходит к апостольскому преданию. Это подтверждается уставом святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания. Сохранилось также письменное свидетельство IV века о существовании у древних христиан обычая стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших.
В мясопустную родительскую субботу Церковь напоминаег своим чадам о Страшном Суде Христовом, совершает моления о помиловании всех чад церковных и предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестии, в правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех - внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, - предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость.
Торжественное всецерковное поминовение усопших во Вселеннскую мясопусную субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общени с ними через молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
В этот день православные посещают храм, где священник совершает заупокойные службы, подают поминальные записки с именами успоших, ставят свечи за упокой. На панихидный стол в церкви приносят поминальные продукты. После совершения панихиды эти продукты отдаются в дома престарелых, детские дома или служащим храма.
Поминая своих усопших на кладбище, не следует оставлять на могилах никакие съестные припасы – это все языческие обычаи, которые не имеют ничего общего с традицией православия. Также нельзя на могилах распивать спиртное – церковь расценивает это как большой грех. Самое лучшее, что можно сделать для своего усопшего родственника, – это прочитать поминальную молитву, попросить Господа простить ему все грехи.
В этот день поминают всех православных, а не только своих родственников. Церковь представляет всех покойников «родителями» - они не принадлежат нашему миру, но принадлежат к «роду отцов». Мы должны благоговеть к их памяти: рано или поздно смерть заберет и нас, и мы воссоединимся с ними, своими любимыми душами.
Мы, живущие на земле, призваны продолжить те добрые дела, которые в течение своей жизни не успели завершить они и, прилагая собственные усилия к спасению, надеяться на милосердие Божие.