Текущий год является знаменательным в истории Русской Православной Церкви для Астраханской области. В этом году была образована Астраханская митрополия. Скажите, как это повлияло на жизнь монастыря?

- В результате образования митрополии одна Астраханско-Енотаевская епархия разделилась на две – Астраханскую и Ахтубинскую. Епископом Ахтубинским стал наш насельник – отец Антоний, ныне владыка Антоний. И его отъезд мы глубоко переживали с братией и, конечно, внутренне противились разрыву. Когда член семьи уезжает куда-то, то всегда большую часть тяжести расставания несет покинутая сторона.

Скажите, а что еще значимого для монастыря произошло в этом уходящем году?

- Находясь в пространстве, в котором проходят ежедневные службы, послушания и выполнение различных обязанностей не следишь за переменами вокруг себя, поэтому легче это видится со стороны. Но произошло, конечно, много чего. Нам, наконец-то, передали корпуса бывшего монастырского ансамбля под литерой А и Б. Это безусловно историческое событие. Они находятся на территории монастыря, два длинных здания с левой стороны, где сейчас, не дожидаясь капитального ремонта зданий, мы проводим занятия по математике и рисованию. Эти монастырские строения в советское время были муниципализированы с высокой формулировкой: «Отнять у попов имущество ради блага людей, для их светлого будущего». Как мы видим, люди лучше жить не стали, а наоборот – хуже, потому что отобрали веру. И империя, которая была создана без Бога, развалилась. В итоге круг завершился – мы снова стали обладателями этих зданий, хотя впереди еще долгий процесс оформления различных правовых бумажек, но 15-летняя работа по передаче бывших монастырских строений завершилась. Нам они достались в полуразрушенном, можно сказать, что в руинном состоянии. Корпуса были обезображены, как людьми, которые там жили, так и временем. Сейчас мы их начали частично восстанавливать. Одну «литеру» накрыли кровлей, начали ломать перегородки, которые были сделаны во время советской власти, вывезли более 70 тонн земли, которой монахи утепляли потолки в этих зданиях еще до революции. Это был дешевый материал из опилок и листьев, смешанных с землей, который везде использовали в то время. Со временем он высох и превратился почти в камень. Следующий этап – изготовление проекта по восстановлению, чтобы эти корпуса стали пригодными для новых задач. Далее, мы хотим завершить ограду монастыря, как это и должно быть.

Ведутся работы по восстановлению Введенской церкви. Мы уже подробно писали про это в «Иоанновском листке». Являются ли эти события важными по итогам года?

- Да, естественно. В этом году на престольный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря, в храме служил литургию архиерейским чином его Высокопреосвященство митрополит Иона (Карпухин). Это очень значимо для нас и войдет в историю. Ведь владыка – сакральная фигура, как икона, епископ церкви тот же самый апостол и от его внимания к этому храму зависит его дальнейшая судьба. Владыке понравилось там служить, и нам тоже, тем более мы все любим этот храм. Также мы начали заниматься восстановлением Покрово-Болдинского монастыря. Сказано громко, но вялотекущий процесс запущен. В этом году мы служили там 3 раза – на Пасху, Покров и на престольный праздник Екатерининского храма.

Расскажите о трудах в скиту. Неподалеку от монастыря начал работать продуктовый киоск с молочной продукцией. Это очень интересное событие.

- В этом году в скиту мы завершаем строительство нового коровника и это для нас большое событие. Коров туда мы уже поселили, не дожидаясь завершения строительных работ. А продуктовый киоск – это результат труда большого коллектива. Это, во-первых, матушка Анисия, труженица и бескорыстный человек. Многое стало возможным благодаря ей, например, производство молочной продукции помогла организовать именно она. Матушка Марфа поражает видимым несоответствием: как такой хрупкий с виду человек столько делает! И сестрам, которые помогают и поддерживают жизнь в скиту, низкий в пол поклон за каторжный жертвенный труд. Хотя, большого объема у нас пока нет. Продукция вся натуральная, а значит, по-настоящему вкусная. Сейчас пост и «молочка» уходит меньше, но, тем не менее, – кто-то болеет, у кого-то дети, кто-то не постится. Посмотрим, как дальше дело пойдет. Так же в скиту мы производим отличное натуральное вино. В Таинстве Евхаристии большое внимание уделяют просфорам, а к вину почему-то никаких требований нет. В своё время это повергло меня в шок, потому что вино из магазина по ряду причин было невозможно использовать в Таинстве, в первую очередь из-за его низкого качества. У нас очень много проектов, но все они пока дотационные. Так что спешу успокоить некоторых и сказать, что никакой денежной прибыли от видимого большого какого-то движения нет, а главная радость от этих событий в том, что многие люди задействованы в благочестивых делах нашей обители и занимаются созидательным трудом. Это для нас и в наше время главная прибыль. Все можно было бы свернуть, и нам было бы куда легче. Люди бы только молились в храме и все. Человек в идеале, конечно, должен постоянно молиться, но до этого надо дорасти. Высшее благо, когда он самодостаточен в молитве. А подобные проекты помогают людям подняться до этого высшего блага, помогают приобрести потерянное в наше время качество: научиться трудиться.

В этом году состоялся второй набор на Катехизаторские курсы. Скажите, насколько нужны и важны для прихожан сегодня подобные занятия?

- Эти курсы есть начальное богословское образование с определенными дисциплинами и экзаменами. Вполне вероятно, что мы находимся у истоков зарождения астраханской семинарии, а те батюшки, что сегодня преподают на курсах – это её начальный преподавательский состав. Все большое начинается с малого. А, может, это лишь эксперимент, который покажет состоятельность наших преподавателей и нашей паствы. Это полезно для всех. Поэтому на вопрос, какие мы планы строим, я всегда говорю – как Бог даст. А курсы – большой плюс для тех людей, которые на них ходят. Иногда приходится заставлять себя изучать те дисциплины, которые не интересны. Но, как не покажется странным, изучением богословских и исторических дисциплин укрепляется вера. Неверие часто бывает от незнания и, наоборот, чем больше знаешь, тем больше открывается полнота, красота и премудрость Божественного мира.

В этом году стала издаваться газета при монастыре «Иоанновский листок».

- Тот листок, который вы держите в руках, – это тоже площадка, которая объединяет людей. Нужен ли он нам? Думаю, что нужен. У монастыря есть сайт, но не всем он доступен. Сайт для одной публики, а газета для другой. Благодаря газете эффективность нашей проповеди и нашего слова становится выше.

Изменилась ли община монастыря? Приходит ли в храм молодежь?

- У нас нет такого статистического учета. Он может быть и нужен, но, по моему мнению, он противен духу христианства. Если ты честно выполняешь перед Богом и людьми свое послушание, то это всегда будет иметь положительный результат, это всегда будет востребовано. Мы, конечно, ведем журнал посещения прихожан – сколько людей пришло, сколько покрестились. Иногда это нужно, чтобы потом обратиться к прошлому. Но для каких-то выводов о духовных всплесках, это я думаю, значит, мало. Например, до революции весь офицерский состав ходил причащаться, а после революции, когда это перестало быть обязательным, пришла лишь одна треть от них. Есть еще важные понятия количества и качества. Опять пример: когда мы видим, что в Введенском храме поют десять ребят, которые были воспитанниками воскресной школы, где училось около двухсот детей и они поют хорошо – вот это показатель качества.

Каково будет ваше пожелание к Рождеству Христову для прихожан монастыря?

- Сейчас, дорогие братья и сестры, мы видим, что наш мир шагает семимильными шагами и в области технического прогресса, и в области отступления от Христа. Буквально 15 лет назад люди не знали, что такое сотовый телефон, и завидовали, а порой и осуждали тех, у кого он был. Сейчас отношение к телефону поменялось. То же самое касается и церковных праздников. На западе уже не знают чьё Рождество они празднуют. На первое место выступает Санта, семейный праздник, а в некоторых странах даже запрещают говорить о том, что это Рождество Христово. Никакого упоминания о Спасителе. Нужно всегда помнить о том, что в этот день родился Господь, послал ни пророка, ни ангела, а Самого Себя, Сам пришел. Празднуя этот день с мыслью о Боге, читая газету, приходя на службу ради Христа, на концерт, даря подарки, думая о Господе, мы храним этот праздник и христианскую традицию. И я хочу пожелать, чтобы все мы помнили, что этот праздник связан с рождением Спасителя, а не с чем-либо другим и, таким образом, мы будем исполнять заповеданные нашими прадедами и праотцами слова: «Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».

Беседовала Анна Сутырина

Наш канал в Telegram

Канал о жизни и событиях в монастыре, в скиту, анонсы о встречах и мероприятиях: https://t.me/ioannoru.

Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Расписание богослужений

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.