В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Великое дело создания славянской азбуки совершили равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка практически всех славянских народов. Им пользовались южные, западные и восточные славяне. День славянской письменности празднуется во всем мире уже 1150 лет. В России этот праздник начал проводиться с 1987 года. Русский народ отдает дань памяти и благодарности «славянских стран учителям...»

В День славянской письменности мы вспоминаем создателей нашей азбуки Кирилла (до принятия монашества - Константин) и Мефодия, двух равноапостольных братьев из города Фессалоники (Солунь). Константин (ок. 827-869) с младенчества обнаруживал необычайные дарования. Ещё не достигнув 5 лет, обучаясь в солунской школе, он начал читать Григория Богослова, самого глубокомысленного из Отцов Церкви. Слух о даровитости мальчика достиг Константинополя, и он был взят в товарищи по учению к сыну императора Михаила III. Под руководством лучших наставников, в том числе и Фотия, будущего знаменитого Патриарха, Константин изучил античную литературу, философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Он хорошо знал не только славянские языки, но и греческий, латинский, еврейский и арабский. Он рано принял духовный сан и стал священником и библиотекарем Патриарха. Кирилл участвовал в диспутах с иконоборцами в богословских спорах с мусульманами. Выступления Кирилла оказывались весьма убедительными. По настоянию друзей он преподавал философию и получил прозвище Философ.

Мефодий, старший из восьми братьев, состоял на военной службе, был правителем некоего славянского княжества, находившегося или в Фессалии, или в той части Македонии, которая называлась Славинией. Мефодий постригся в монашество и вместе с братом Кириллом некоторое время находился на горе Олимп.

В 858 г. хазары - язычники просили прислать к ним ученых мужей, и Кирилл получил поручение императора отправиться к ним вместе с Мефодием. Путь к хазарам лежал через Корсунь. Здесь миссионеры остановились на некоторое время, чтобы изучить еврейский язык. Открыв в этом месте мощи св. Климента Римского, они взяли большую их часть с собой.

Хазарский Каган  принял их дружелюбно. Сам он не крестился, но позволил креститься всякому, кто захочет. В тот период на хазарской территории жили и славяне, которым Кирилл и Мефодий также принесли Слово Божие. В Корсуни, как повествует житие Кирилла, он познакомился с одним «русином» и нашел Евангелие и Псалтирь на русском языке, писанные «русскими письменами».

По возвращении в Константинополь Кирилл возобновил свои научные за¬нятия, а Мефодий принял игуменство в Полихрониевом монастыре. Святитель Мефодий совершил Таинство Святого Крещения над Болгарским царем Борисом, его семейством и многими боярами.

С 862 г. начинается главное дело всей жизни святых братьев. В этом году по просьбе моравского князя Ростислава они были посланы в Моравию для наставления ее населения в истинах веры на его собственном славянском языке. Отправляя братьев в Моравию, византийский император говорил Кириллу: «Знаю, что ты слаб и болен, но кроме тебя некому исполнить то, о чем они просят. Вы - солуняне, а все солуняне чисто говорят по-славянски». «Слаб я и болен, но рад идти, пеш и бос, готов за христианскую веру умрети», — отвечал Кирилл. Считается, что перед отъездом в Моравию Кирилл создал славянскую азбуку и вместе с Мефодием перевел на славянский язык несколько богослужебных книг.

Кирилл и Мефодий принесли с собой в Моравию священные и богослужебные книги на славянском языке, стали учить народ, строить церкви, заводить училища. Латинские священники жаловались на них Папе Николаю I, который потребовал их на суд в Рим. Но когда они прибыли туда, Николай I уже умер, а его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, торжественно встретил их.  Кирилл поднес ему Евангелие и другие книги на славянском языке, и Папа, в знак их одобрения, положил их на престол в храме Св. Марии, а затем в нескольких церквах Рима по этим книгам было совершено богослужение. Специальным папским посланием равноапостольным братьям было разрешено распространять славянское богослужение и славянские книги.

В Риме Кирилл тяжело заболел и умер. Перед смертью он оставил брату наказ: «Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Мефодий, рукоположененный Папой в епископа Паннонии и снабженный буллой, специальным постановлением Папы по делам веры с особой печатью, в которой одобрялось богослужение на славянском языке, прибыл к Коцелу, князю той части Моравии, которая лежит за Дунаем. Латинские священники настроили против него немецкого императора, и по распоряжению зальцбургского архиепископа Мефодия сослали в Швабию, где он пробыл в заточении около трех лет, терпя жесточайшие истязания. Его били, выбрасывали на мороз без одежды, влачили насильно по улицам. Особенной жестокостью отличался викарий зальцбургского архиепископа Ганнон.

В 874 г Папа Иоанн VIII настоял на освобождении Мефодия и возвел его в сан архиепископа моравского, со званием папского легата. Но вскоре его снова подвергли суду за то, что он не верует в исхождение Св. Духа «и от Сына» и будто бы не признает своей иерархической зависимости от Папы. Папа запретил ему славянское богослужение, а в 879 г. еще раз вызвал его в Рим, где Мефодию удалось доказать свою невиновность.  Он снова получил буллу, разрешавшую славянское богослужение. Тогда немецкое духовенство убедило князя Святополка сделать викарием вместо Мефодия некоего немецкого священника. Он пытался настоять на отмене славянского богослужения, уверяя, что папская булла, данная Мефодию, не разрешает, а запрещает это богослужение. Мефодий предал его анафеме и пожаловался на него Папе, который еще раз подтвердил право богослужения на славянском языке при условии, что при чтении Евангелия сначала его будут читать на латинском языке, а затем на  славянском.

Около 871 г. Мефодий крестил чешского князя Боривоя и ввел славянское богослужение в Чехии. Проповедь его учеников проникла в Силезию и Польшу. Незадолго до своей кончины в 881 г., Мефодий по приглашению императора Василия посетил Константинополь. Утешенный и ободренный вниманием императора и Патриарха Фотия, Мефодий, уже престарелый и слабый, возвратился в Моравию, чтобы довершить свое великое дело: перевод на славянский язык священных книг. 6 апреля 885 г. он скончался, оставив своим преемником, архиепископом моравским, лучшего из своих учеников Горазда и около 200 пресвитеров – славян, обученных им.

Главная заслуга этих великих просветителей заключается в том, что Кирилл и Мефодий составили для славян азбуку. Под конец жизни Мефодия были переведены на славянский язык все канонические книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Этот полный перевод Библии не сохранился. Но, как известно, «рукописи не горят». Во всяком случае, такая огромная работа не могла пройти бесследно для многих последователей Кирилла и Мефодия. Кроме переводов, Кириллу приписывают сочинение «О правой вере» и несколько молитв, Мефодию - перевод «Номоканона» Фотия (сохранившийся в рукописи XIII в., в Румянцевском музее) и «Патерика» - кратких житий святых и восьми речей его брата, сказанных у хазар в защиту христианства против магометанства.

Кирилл и Мефодий действовали на исторической арене в тот момент, когда Русское государство только складывалось, и кириллица, которая легла в основу, в том числе, и русского алфавита, стала базовой структурой русского языка и всей  великой русской культуры.

Наш канал в Telegram

Канал о жизни и событиях в монастыре, в скиту, анонсы о встречах и мероприятиях: https://t.me/ioannoru.

Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Расписание богослужений

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.