Память благоверного великого князя Дмитрия Донского празднуется 19 мая в день преставления и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

Благоверный великий князь московский Димитрий, прозванный Донским, родился 25 октября  1350 года.

О детстве будущего Божия угодника, сына Иоанна Красного и княгини Александры, известно совсем немного. Он воспитывался в благочестии и с душеполезными наставлениями. В его житии написано: "Аще к книгам неучен беаше добре, но духовныя книги в сердце своем имяше". Детство его прошло под опекунством святителя Московского Алексия, бывшего другом и советником отца Димитрия, Иоанна Иоанновича.

В 1359 году великий князь Иоанн Красный после 6 лет княжения преставился, в схиме, на тридцать третьем году жизни. Димитрию было тогда 10 лет. Святитель Алексий, духовно поддерживавший первого среди русских князей, после смерти его фактически возглавил русские княжества. Святитель становится не только главой боярской думы, но и заменяет юному Димитрию отца.

С самого начала жизни князь Димитрий был приобщен к среде русского подвижничества, он учился терпению и мужеству. По смерти отца он не лишился великокняжеского титула, но Орда предпочитает малолетнему князю московскому суздальского Димитрия, мужа зрелого.

В условиях междоусобия не только среди русских князей, но и среди ордынских ханов, юный Димитрий, получив благословение святителя Алексия, предпринимает путешествие в Орду. Это было первое знакомство с притеснителями земли Русской. В 1362 г., после смены власти в Орде, новый хан прислал великокняжеский ярлык в Москву, а не в Суздаль. Тринадцатилетний Димитрий отправился во Владимир, где прошел древний обряд вокняжения. Это был первый ратный поход Димитрия, потому что суздальский князь не хотел уступать ему своего главенствующего положения среди русских князей. В междоусобице благоверный князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия.

Димитрий уже в начале своего правления начал работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась, она укрепила союз с Суздалем браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии. В многотрудной деятельности по собиранию земли Русской святому князю пришлось на протяжении всей жизни вести войны с многочисленными врагами: Ордой и Литвой извне и Нижегородским, Рязанским и Тверским княжествами изнутри.

В 1371 г. возмужавший Димитрий отстоял свое великокняжеское достоинство, отказав Орде признать передачу княжеского ярлыка тверскому князю Михаилу, и Орда признала первенство Москвы.

В похвалу Димитрию в его житии сказано: "С Богом все творящий и за Него борющийся, поистине земной явился Ангел и Небесный человек".

В 70-е годы князь Димитрий включился в борьбу с Золотой Ордой, вдохновляемую Русской Церковью. Это движение, широко распространялось среди порабощенного народа: в 1376 году  состоялся победный поход русских на Волжскую Булгарию. В 1378 г. русскими было разбито войско, посланное ханом Мамаем на Рязань. Еще через два года - Куликовская битва. Готовясь выступить в поход, святой князь Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы, где  получил напутственное благословение от Преподобного Сергия Радонежского.

С сердечным умилением внимал он пророческим словам Преподобного  Сергия о мученических венцах, которые плетутся для его соратников. Среди иноков Троицкой обители, основанной Преподобным Сергием, были два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя; их мужество и воинское искусство были еще в памяти, так как до принятия монашества они были доблестными воинами. Этих иноков-богатырей благословил Преподобный присоединиться к войску русскому.

Перед битвой благоверный князь Димитрий напутствовал ратников своих воодушевляющими словами: "... Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная..." Много доблестных русских воинов полегло на поле брани.   Летописи говорят, что из 150 тысяч воинов вернулись в Москву не более 40 тысяч. В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды. Для  их ежегодного поминовения был учрежден особый день, названный Димитриевской субботой, который позже стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем (Димитриевская родительская суббота). Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.

Последние годы жизни благоверного князя были многотрудными: новые неприятельские нашествия, разорение Москвы, возобновление вражды с Тверью, болезнь. Почувствовав приближение смерти, благоверный Димитрий послал за Преподобным Сергием.

19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина эта поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского русский народ никого так не любил и не чтил. Похоронен св. Димитрий был в Архангельском соборе, рядом с гробницами отца, деда и прадеда.

Праведный подвиг князя Димитрия, отдавшего "душу за друзей своих" (Ин 15:13), не был забыт верующими. Особым знаком стало почитание его как избранника Божия. Уже вскоре после кончины святого благоверного князя Димитрия были написаны его "Житие" и "Похвальное слово". Иконографические изображения его сохранились в Архангельском соборе и Грановитой палате Московского Кремля.

Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный за  большие заслуги перед Церковью и народом Божиим, а также за его благочестивую жизнь, воплотившую спасительную христианскую идею пожертвования собой ради блага и спасения ближних.

 

Канонизация князя Димитрия Донского состоялась 6-9 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве.



 






Наш канал в Telegram

Канал о жизни и событиях в монастыре, в скиту, анонсы о встречах и мероприятиях: https://t.me/ioannoru.

Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Расписание богослужений

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.