Апостол Варфоломей

Святой апостол Варфоломей - один из двенадцати апостолов Христовых. Он был родом из Каны Галилейской.

После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию.

В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

В Индии апостол Варфоломей перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении.

По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но и с креста он не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, с Апостола содрали кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли.

Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря. Но их настигли враги, и им пришлось опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их была перенесена в Рим.

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил церковь во имя апостола, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: "Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную". С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник апостола Варфоломея, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов.

Апостол Варнава (апостол от семидесяти)

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Он получил образование в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений.

В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит сын утешения. После Вознесения Господа на Небеса, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим, он старался присоединиться к ученикам Христовым. Вместе с ним пришел и Варнава, который и рассказал апостолам, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9,26 - 28). Он разделял с апостолом Павлом миссионерские труды, участвовал в Апостольском соборе 51 года в Иерусалиме.

По поручению апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, он возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (Деян. II, 23). Затем апостол Варнава пошел в Таре, а затем привел апостола Павла в Антиохию, где они около года учили в храме народ. Именно здесь их ученики впервые стали называться христианами.

Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой Иоанна, сына Марии, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили выполнить то дело, к чему призывал их Господь (Деян. 13; 2 - 3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и там, в городе Саламине проповедовали Слово Божие в иудейских синагогах.

В Пафе они нашли волхва - лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6 - 12). Из Пафа апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву.

Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию, где апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого.

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (Деян. 14, 27). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где проповедовали ранее. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как тот ранее отстал от них. Между ними произошло разногласие, и апостолы разлучились. Павел отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком на Кипр (Деян. 15, 36 - 41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, стал первым проповедовать учение Христа. Он основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил свою проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили против него язычников, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело апостола и похоронил его в пещере, положив на грудь переписанное его собственной рукой убиенного, согласно его завещанию, Евангелие от Матфея. Случилось это около 62 года, на 76 году жизни апостола. С течением времени место его погребения в пещере было забыто. Но на этом месте были явлены многочисленные знамения.

В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму. В одном из них он и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело апостола с лежащим на его груди святым Евангелием. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельно избирать предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

Апостол Варнава последний раз упоминается в Новом Завете в связи с его отплытием на Кипр.

Тропарь апостолов, глас 3

Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление, подаст душам нашим.

Ин тропарь апостолов Варфоломея и Варнавы, глас 3

Язык огнедохновен в силе Духа приемше, во плоти пришедшее Слово проповедаете всюду, Его же ради он во главу усечен, он же камением побиен, и есте апостольскому лику украшение, Варфоломее и Варнаво, тем же память вашу почитаем и просим: молите Христа Бога подати нам грехов оставление.

Источники: Интернет-издание и Газета Жизнь Православная

Википедия

Сегодня, 14 ноября:
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).
7.30 — Часы, Литургия.
17.00 — Вечерня, Утреня, 1-й Час

Завтра, 15 ноября:
Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста (ок. 341-345).
7.30 — Часы, Литургия.
17.00 — Вечерня
17.30 — Акафист Божьей Матери перед её иконой, именуемой «Иверская»

Расписание богослужений
Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч., а по воскресеньям и в двунадесятые праздники - в 7:30 утра.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.