Архиепископ Митрофан
Archbishop Mitrophan
Епископ Леонтий
Bishop Leontius

 

Это случилось 95 лет назад, 6 июля 1919 года.


В этот день над городом разразилась гроза. Пошел такой силы ливень, что все астраханские улицы превратились в болото. Один благочестивый старичок сказал: «Какого-то праведника расстреляли. Господь кровь смывает». Старичок ошибся только в одном: в этот страшный день расстреляли двух праведников: архиепископа Астраханского и Царевского Митрофана и епископа Леонтия. Здесь уместно вспомнить, что по официальным данным к концу 1919 года жертвами красного террора в России стали около 20 епископов и более 1000 священников. Было изъято или осквернено 58 святых мощей.

Возможно, мы бы никогда не узнали, что же произошло в ту трагическую ночь в Астрахани, но отцу Дмитрию Стефановскому, ключарю кафедрального собора, удалось встретиться с человеком по имени Терехов, который нёс дежурство по камерам арестованных и был очевидцем смертной казни архиереев. Вот что происходило в ночь с 22 на 23 июня 1919 года в бывшем особняке купца Степанова, в котором в те годы располагалась  Астраханская Губернская Чрезвычайная комиссия (Губчека).

«Около трёх часов ночи к камере, где содержались епископы, подошли комендант ЧК Волков и караульный начальник. Комендант вошёл в помещение, и Терехов видел, как он толкнул ногой спящего на койке архиепископа Митрофана, и услышал голос: «Вставай!». Терехов видел, как тот встал и начал надевать рясу, но комендант схватил его за воротник рясы и закричал: «Живее выходи, на том свете обойдёшься и в …» (тут он назвал один из предметов нижнего белья). Вслед за этим   комендант ухватил его за  руку и потащил к двери, а, оказавшись во дворе, быстро, быстро зашагал и тянул за собой свою жертву. Архиепископ Митрофан был в одном белье и босиком; сделав несколько шагов, он споткнулся  и упал. Терехов подбежал к нему, поднял и вместе с Волковым довёл до закоулка, где производились расстрелы. Здесь стояли трое с винтовками. Архиепископ Митрофан увидел их, благословил по-архиерейски двумя руками, за что Волков ударил его рукояткой револьвера по правой руке и сейчас же схватил его за левую часть бороды, с силой нагнув голову владыки вниз, и в таком положении выстрелил из револьвера в левый висок. Убитый упал. Уходя с этого места, Терехов слышал второй выстрел из револьвера.

Через несколько минут те же лица вывели епископа Леонтия. Терехов слышал голос: «Эй, выходи скорее, клади своего приятеля на телегу». Епископ Леонтий был также в нижнем белье. (А. Ильичёв, стр. 218-219)

Следователь А.П. Доктусов тоже был в это время во дворе ЧК, видел самую казнь,  и его рассказ совпадает с рассказом Терехова. Он подтвердил, что, когда солдаты «после преподанного им владыкой Митрофаном благословения» отказались стрелять, его убил выстрелом из револьвера сам Атарбеков. Очевидцы рассказывали, что перед своей кончиной по особому Промыслу Божию архиереи встретились и перед лицом надвигающейся на них смерти, забыв все прежние свои разногласия, попросили друг у друга прощение, поклонились друг другу до земли и обнялись. Их искренняя и преданная любовь к Отцу Небесному и вера в него помогли им забыть все свои разногласия и дали им силы вместе взойти на Голгофу, выстоять и не сойти с креста.

И здесь мы вновь обратимся к статье А. Ильичева «МИТРОФАН – АРХИЕПИСКОП АСТРАХАНСКИЙ (в последние годы жизни)», которую мы уже не раз цитировали:

«Следователь ЧК А.П. Доктусов, родной брат Н.П. Доктусова - профессора Московской духовной академии, постоянно информировал соборян о состоянии заключённых. Так что все заинтересованные люди знали всё, что происходит с ними. Но вот тот же Доктусов  принёс страшную весть: узники расстреляны. Через час весь город знал о смерти архиереев. В тот же день в газетах был напечатан список расстрелянных ночью. В числе 61 упоминались епископы Митрофан и Леонтий. В слезах и страхе бросились соборяне в ЧК просить выдать им останки владык». Мать владыки Митрофана  в истерике бросилась к ногам часового с просьбой пропустить её к Атарбекову,  но и её,  и всех других просителей безжалостно прогнали. Единственно, что они  увидели по милости часового, - это повозку, наполненную телами под рогожей и стоящую во дворе на солнцепёке. Не оставалось сомнения в том, что и архиереев отвезут вместе с другими на свалку Собачьего бугра и там зароют. Но под большим секретом и за большие деньги о. Дмитрию Стефановскому и соборному старосте И. Ивлеву удалось уговорить извозчиков, на которых «лежала печальная обязанность перевозки мёртвых тел» доставить тела убиенных владык «в условленное место со строжайшим условием совершить погребение  до наступления рассвета».     

Ильичев подробно описывает всё, что происходило в ту далёкую трагическую ночь:

«Около часа ночи, когда город засыпал, извозчики принялись за свою работу, потянулись повозки за город. Около Красного моста одна повозка на миг остановилась,  с неё быстро сняли двух покойников и переложили в ожидавшую телегу.

Там, около Покрово-Болдинского монастыря, толпились  люди у свежевырытой  могилы. Оба покойника были в ночном белье. Теперь при замаскированном свете фонаря можно было разглядеть их. Рубашка  владыки Митрофана окровавлена на груди и у рукавов, правый висок раздроблен, левая часть бороды вырвана, вокруг рта рана, на сгибе правой руки  синяк и кровоподтёк. Окровавленную часть рубашки вырезают. Владыка Леонтий убит залпом, судя по трём кровавым отверстиям в сердце и груди. Кровавое пятно на рубашке также вырезается. Обоих одевают в приготовленное новое белье, владыку Митрофана облачают в священнические одежды, отец ключарь снимает с себя наперсный крест для владыки Митрофана, к цепи прикрепляется железная коробка, и в ней записка с изложением обстоятельств кончины и погребения. Для владыки Леонтия нашёлся епитрахиль. (Ни гробов, ни облачений добыть было нельзя ввиду спешности погребения). Отец Дмитрий начал панихиду. Все собравшиеся пели погребальные напевы, плакали и трогательно прощались с новопреставленными. Вечную память пели, когда уже занялась заря. Первым в могилу положили владыку Леонтия, а сверху - владыку Митрофана; обоих завернули в простыни, предали земле, на могиле сделали небольшой холмик» (стр. 217 -218).

Пуля поставила кровавую точку в спорах и разногласиях этих двух праведников, а истории предстояло сохранить их имена.

Властям вскоре удалось узнать, где владыки были преданы земле. В часовне напротив могилы был установлен пост наблюдения из  сотрудников ЧК, и агенты следили за теми, кто  ходил на могилу владык, хотя поначалу на месте захоронения не было ни памятника, ни креста.  Когда обстановка в городе  немного изменилась к лучшему,  братия Ивановской обители увековечила это место, поставив небольшой кирпичный памятник - «аналойчик» с именами убиенных.

Постепенно могила владык стала местом паломничества и особого почитания. Астраханские архипастыри тоже не оставляли место упокоения владык без попечения. В начале 20-х годов  сюда приезжали архиепископ Палладий (Соколов) и епископ Анатолий (Соколов), и архиепископ Фаддей (Успенский). Православные астраханцы  просили священнослужителей своих приходов  и кладбищенских церквей отслужить панихиду по невинно убиенным. Шли годы, но астраханцы не забывали своих праведных архипастырей ни в 30-е годы сталинских репрессий, ни в  40-е, отмеченные самой кровавой  в истории XX века войной с фашизмом. После войны местность около бывшего Покрово-Болдинского монастыря сильно изменилась, и следы могилы затерялись.

 

Сегодня на старом городском кладбище Астрахани есть могила и памятный крест на ней. На кресте 22 имени. Первые два:

               Архиепископ Митрофан

                   Епископ Леонтий.

Как рассказал автору этих строк сторож Иоанно-Предтеченской церкви на старом кладбище, в этом секторе, слева от центральной дорожки, идущей прямо на север от храма, находились могилы жертв красного террора в Астрахани в «расстрелянные годы». Так назвал то время наш земляк писатель А.И.Черненко, автор одноимённой повести.

По благословению владыки Филарета (Карагодина) в 1991 году в этом месте была обустроена  братская могила, а имена расстрелянных увековечены на этом самом кресте. Сергей (так зовут этого человека) был участником тех событий. Были ли перенесены останки владык  в новую могилу, неизвестно. Скорее всего, нет.

В том же году в день праздника Всех святых, в земле Российской просиявших, епископ Астраханский и Енотаевский Филарет в сослужении клириков астраханских храмов отслужил панихиду на этой могиле. Это был день, когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II поминались все невинно убиенные и замученные в годы коммунистического правления. После панихиды священнослужители и миряне, принявшие  в ней участие, прошли  крестным ходом с песнопениями и молитвой от новоустроенной могилы к храму.

В наши дни эту могилу не так просто отыскать, но астраханцы не забывают   своих архипастырей. Конечно, прошло уже так много лет, и тех, кто лично брал благословение у владык,  нет среди нас. Но память жива. В вербное воскресение  веточки вербы, на Радоницу,  Троицу и дни поминовения цветы всё так же приносят к этому кресту астраханцы.

В 90-е годы прошлого века под руководством игумена Иосифа (Марьяна), стараниями и трудами которого стали известны многие подробности этой трагедии, были предприняты попытки отыскать место захоронения архиереев, довольно подробно описанное теми, кто присутствовал при погребении. Но эти попытки не увенчались успехом. Думается, что  в свой час Отец Небесный позволит этому случиться.

А.Ильичев так заканчивает свою статью: верующая масса «не поверила в заговорщическую деятельность епископов и оплакивала своих мучеников. Церковь и теперь молится о них. Это лучшее доказательство исторической правды. Имена этих двух святителей Христовой Церкви «пронесли яко зло», но «много скорбей у праведных» (Пс. 33, 19), именно потому «праведные унаследуют землю» (Пс. 36, 29),  И он не ошибся.

26–27 декабря 2001 года в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. По представлению Астраханской епархии на нём было принято решение включить в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века священномученика Митрофана (Краснопольского). 14 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе города  Астрахани по благословению архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы состоялось торжественное прославление этого нового угодника Божия.

Епископ Леонтий (фон Вимпфен) был причислен к лику святых Русской Зарубежной Церковью. На иконе Собора святых и подвижников благочестия Астраханской епархии он традиционно изображается без нимба.

Прошло 90 лет. Утром 6 июля 2009 года идём на улицу Свердлова (бывшую Большую Демидовскую). Жарко, на небе ни облачка. Находим дом №45. Входим во двор.

 Он уже не проходной. Какое-то громоздкое строение перегородило его. Ни о чем не говорящий двор: безликие строения и бетон. Возвращаемся на Большую Демидовскую, доходим до угла, сворачиваем сначала на ул. Коммунистическую (бывшую Рождественскую), а затем на Красную Набережную.

А вот и дом №40, принадлежавший когда-то купцу Степанову. Он  по-прежнему красив, хотя и несёт на себе печать времени. 

Калитка, скорее всего, уже другая. Время остановилось. Двор пустынен и заброшен, как будто замер в каком-то оцепенении и пытается скрыть что-то. Молча и неподвижно стоим. Возникает чувство  тревоги и опустошения. Сил завернуть за угол здания и взглянуть на стену со следами пуль просто нет.

Спустя несколько часов,  связывая прошлое и настоящее, прогремел гром, и с неба упали крупные капли дождя.
 

Источник: Бухтоярова Л.Г.  Дорога длиною в три столетия

Наш канал в Telegram

Канал о жизни и событиях в монастыре, в скиту, анонсы о встречах и мероприятиях: https://t.me/ioannoru.

Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Расписание богослужений

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.