В этот день Православная Церковь празднует церковное новолетие, начало нового церковного года, которое в соответствии с византийской традицией именуется Началом индикта.

Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. Именно в этом месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святой пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, куда и был внесен Ковчег Завета.

В Римской империи начало индикта было началом финансового года. Сам индикт – это одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего промежутка времени, который утвердился при императоре Константине Великом. Официальное византийское счисление по индиктиона начиналось с 1 сентября 312 года. В христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование Юстиниана I (527–565).

В церковном календаре есть полный церковный год продолжительностью почти в полтысячелетия, называемый также Великим индиктионом, который  на Руси назывался Миротворным кругом. Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря. Согласно этому календарю все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Так, в 2011 году Пасха была в тот же день, что и 532 года назад по юлианскому календарю, то есть в 1479 году.

По византийскому счету от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году.

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктиона. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба – «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм для совершения Божественной литургии.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования: в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября.  Эта традиция распространилась на все учебные заведения и сохранилась до наших дней.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного. (Лк 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

ТРОПАРЬ ИНДИКТА

глас 2-й

Все твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

 

КОНДАК  ИНДИКТА

 глас 2-й

В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

 

Источник: patriarhia.ru

Сегодня, 25 ноября:
Свт. Иоанна Милостивого (620)
Прп. Нила постника (V).
7.30 — Часы, Литургия.
17.00 — всенощное бдение.
начало исповеди в 17.00

Завтра, 26 ноября:
Неделя 25-я по Пятидесятнице.
Свт. Иоанна Златоустого (407).
6.30 — ранняя Литургия.
8.30 — поздняя Литургия.
Апостола Филиппа (I).
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
17.00 — Вечерня, Утреня с полиелеем, 1-й Час

Расписание богослужений
Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч., а по воскресеньям и в двунадесятые праздники - в 7:30 утра.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.