Матрона Московская – святая Русской Православной Церкви

Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. В семье Матрона была четвёртым ребёнком: у неё имелись два старших брата — Иван и Михаил — и сестра Мария. Согласно житию святой, когда родилась младшая дочь Матрона, немолодые к тому времени родители, Наталья и Дмитрий Никоновы, сначала хотели оставить слепую дочь в приюте. Но её матери приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села ей на её грудь. Наталья Никонова решила, что сон был вещий. Житие сообщает, что уже с 8 лет Матрона имела крепкую веру и обладала способностью исцелять больных и предсказывать будущее. В 18 лет у неё отнялись ноги.

Подробнее...

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

7 января Святая Православная Церковь торжественно отмечает великий праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Господь наш Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек, родился от Пресвятой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царство римского кесаря Августа в лето от С.М. 5508 в городе Вифлееме.

Именно там, в скромной, убогой обстановке, в ночной тиши, свершилось дивное чудо, превосходящее законы человеческого естества – Рождение Божественного Младенца. Младенец, повитый пеленами, положен был в ясли – в знамение глубокого уничижения, до которого ниспал человек-грешник, имеющий крайнюю нужду в небесной помощи Богочеловека.

О рождении Спасителя узнали Вифлеемские пастухи – им явился Ангел, и слава Господня осияла их. Они поспешили в Вифлеем, нашли Марию, Иосифа и Младенца Господа, лежащего в яслях. Благоговейно они первые поклонились Ему. Перед рождением Спасителя на востоке от Вифлеема появилась чудесная звезда, которая привела на поклонение новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов. Пав перед Ним, они поклонились Ему и поднесли Ему дары – золото, ладан и смирну. Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» - несется над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Рождество Христово называют также «матерью всех праздников».

С 1917 года в России наступили годы безбожия и воинствующего атеизма, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать его. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей). Зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, пережившие те годы лихолетия, рассказывают, как тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.

В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.

Но во всем Промысел Божий и Святая Воля Его. Постановлением президента РСФР с 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.

Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику, - храм Рождества Христа Спасителя в Москве. На Рождество Христово, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал высочайший Манифест о создании в честь победы над армией Наполеона храма «...в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели... Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».

Это кафедральный собор Русской православной церкви, Он находится недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.

Храм является коллективным памятником воинам Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов. Храм имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

Освящение храма состоялось 6 (19) августа 2000 года. Храм имеет статус Патриаршего подворья.

 

Тропарь, глас 4

 

Рождество Твое,

Христе Боже наш,

возсия мирови свет разума,

в нем бо звездам служащии

звездою учахуся Тебе

кланятися, Солнцу правды,

и тебе ведети

с высоты Востока.

Господи, слава Тебе!

22 ОКТЯБРЯ (4 ноября) Празднование Казанской иконе Божией Матери

Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых икон в России.

В этот день вспоминается заступничество Пресвятой Богородицы за русский народ в 1612 году.

Это была эпоха Смутного времени на Руси.  Патриарх Гермоген разослал письма во все концы страны с призывом встать на защиту Святого Отечества, прогнать польских захватчиков и выбрать себе православного царя. За этот смелый патриотический поступок патриарх  Гермоген был брошен в темницу, где и принял свой конец от голодной смерти.

Но письма его сделали свое дело. Простой мещанин из Нижнего Новгорода Кузьма Минин пожертвовал все свое имущество, чтобы снарядить ополчение. Во главе ополчения встал князь Дмитрий Пожарский. Войско осадило Москву, чтобы изгнать из нее поляков. Во время осады русские воины усердно молились Божией Матери пред Казанскою Ее иконою. И молитвы их были услышаны: поляки, поняв бессмысленность своего сопротивления, объявили о том, что сдаются. Нижегородское ополчение торжественно, под звон колоколов, с Казанской иконой Божией Матери, с хоругвями вошло в Московский Кремль.

Московский список, находившийся в Казанском соборе на Никольской улице, чествуется 22 октября/4 ноября. С 2005 года этот день отмечается в России как общегосударственный праздник — День народного единства.

13 марта 2011 года, в первую неделю Великого поста и праздник Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А. Н. Перминову и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин»  летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери.  Вручая эту святыню по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, Предстоятель сказал:

 

«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром,  в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».

 

7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин»доставил икону на Международную космическую станцию. И по сей день этот святой образ  хранится в российском сегменте станции.

 

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

 

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

1 ноября – Димитриевская родительская суббота

По преданию, поминовение воинов – защитников  земли  Русской установлено святым благоверным князем Димитрием Донским, отсюда и её название. После тяжелой и кровопролитной битвы на Куликовом поле, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира), Дмитрий Донской посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. Вместе с радостью победы в их семьи пришла и горечь утрат. Победа была достигнута, но она унесла многих отцов и принесла в семьи слезы, горечь и страдания.

В XIX веке мнение о связи Димитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым. В 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».  Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, но и всех усопших православных христиан.

Димитриевскую субботу проводили торжественно: ходили на кладбище,  служили на могилах усопших родственников панихиды и устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных. С тех пор ежегодно в субботу, перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя  князя Дмитрия Донского, приходящимся на 26 октября (8 ноября), совершается всеобщее поминовение усопших.

И в XXI веке, как и много веков назад, в Димитриевскую родительскую субботу жители России на всей её огромной территории устраивают поминальные трапезы, посещают могилы своих почивших родных и знакомых и в первую очередь, конечно, родителей. В церквах и на кладбищах зажигают свечи, служат панихиды и заупокойные литии. В этот день, как и в другие родительские дни,  православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан.

Димитриевская суббота несет в себе еще и особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за Святую Русь и православную веру.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь душам усопших и отошедших в мир иной. Их вечно живая душа испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве об их успокоении и прощении им Господом «вся согрешения вольная и невольная» и даровании им Царствия Небесного.

25 сентября (8 октября) - Преставление Преподобного Сергия, игумена Радонежского всея России чудотворца

Великий подвижник земли Русской, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский преставился к Богу 25 сентября 1392 года.

Жизнь праведного Сергия Радонежского была наполнена необычайными и прекрасными чудесами, которые он творил по своему великому дерзновению.

Он был избран для верного и неотступного служения Богу с самого своего рождения. Это был избранник Божий, который своими великими поступками доказывал это, выполняя свою миссию, — давал людям великие знания о Боге, учил их выполнять Божьи заповеди, исцелял людей и ставил их на правильный путь.

Накануне своей кончины великий угодник Божий в последний раз призвал к себе братию и обратился к ним со словами завещания. Он завещал им «неколебимо пребывать в Православии, хранить чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, отдаляться от нечистых помыслов, воздерживаться в пище и питии, украшаться смиренномудрием, избегать словопрений и ни во что не вменять славу жития сего временного, но вместо сего ожидать от Бога награды и вечных благ».

Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября).

Умирая, игумен  Сергий произнёс: «Вот я отхожу к Богу, меня призывающему, вас же предаю Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери, да будут вам прибежищем и стеной от сетей вражьих».

В минуту исхода души он приобщился Божественного Тела и Крови в последний раз.

В минуту разрешения от жизни от тела его пролилось неизреченное благоухание. Лицо его было чисто и светло, как живой лик, в воздаяние от Бога за его подвиги.

Его мощи и одежды были найдены нетленными через 30 лет, и в 1452 году он был причислен к лику святых.

При жизни  Преподобный Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря нему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал ему в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель Преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же совершал панихиды.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью он читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6/19 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Преподобный Сергий основал Троице-Сергиев монастырь и еще несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славой в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями. Его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.

Считается, что благодаря необъятной вере, любви к Богу и усердным молитвам Сергий Радонежский обрел дар исцелять больных людей, которые приходили к нему и молили о помощи. Сам святой, наделенный высшей скромностью, просил исцеленных никому не рассказывать о своем даре. Сергий Радонежский имел особое дерзновение к Богу, поэтому умел одним касанием руки исцелять слепоту и дарить зрение незрячим, исцелял бесноватых и немощных, хромых и немых. Также известен случай, когда он излечил больного, который не мог есть, окропив его святой водой и совершив молитву Господу. Таких исцелений было совершено Сергием Радонежским немало.

 

И по сей день Преподобный Сергий подает помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой Лавре.

 

Источники:  1. Дорога к храму 2014. Православный  церковный календарь.

                   2. Википедия

Сегодня, 23 ноября:
Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).
7.30 — Часы, Литургия.
17.00 — Вечерня, Утреня, 1-й Час

Завтра, 24 ноября:
Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II).
7.30 — Часы, Литургия.
17.00 — Вечерня.
17.30 — Акафист Божьей Матери перед её иконой именуемой «Иверская».

Расписание богослужений
Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч., а по воскресеньям и в двунадесятые праздники - в 7:30 утра.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.