1 (14) сентября – Начало индикта – церковное новолетие

В этот день Православная Церковь празднует церковное новолетие, начало нового церковного года, которое в соответствии с византийской традицией именуется Началом индикта.

Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. Именно в этом месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святой пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, куда и был внесен Ковчег Завета.

В Римской империи начало индикта было началом финансового года. Сам индикт – это одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего промежутка времени, который утвердился при императоре Константине Великом. Официальное византийское счисление по индиктиона начиналось с 1 сентября 312 года. В христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование Юстиниана I (527–565).

В церковном календаре есть полный церковный год продолжительностью почти в полтысячелетия, называемый также Великим индиктионом, который  на Руси назывался Миротворным кругом. Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря. Согласно этому календарю все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Так, в 2011 году Пасха была в тот же день, что и 532 года назад по юлианскому календарю, то есть в 1479 году.

По византийскому счету от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году.

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктиона. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба – «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника вся процессия шла в храм для совершения Божественной литургии.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования: в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября.  Эта традиция распространилась на все учебные заведения и сохранилась до наших дней.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного. (Лк 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

ТРОПАРЬ ИНДИКТА

глас 2-й

Все твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

 

КОНДАК  ИНДИКТА

 глас 2-й

В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

 

Источник: patriarhia.ru

30 августа (12 сентября) Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия

Православная Церковь празднует перенесение мощей благоверного князя Александра Невского.

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

В 1227 году отец князя Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.

Начиналось самое трудное время в истории страны: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища.

Воспользовавшись нашествием Батыя, крестоносцы вторглись в пределы Святой Руси. Архиепископ Спиридон благословил князя Александра и воинство его на битву. За победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал Александра Невским. Опасным врагом оставались немецкие псы-рыцари. В 1241 году молниеносным походом  Александр Невский вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав их из неё. Зимой 1242 года он освободил Псков, а 5 апреля того же года дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены, и  имя его прославилось по всей Руси.

В 1242 году Александр Невский со своим отцом Ярославом выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой, необходимый тогда для предотвращения нового разгрома страны, продолжал крепить его сын Александр Невский. Он стал единовластным великим князем всей Руси. В годы его правления был отражен новый набег на Псков, заключен договор о мирных границах с Норвегией, а в 1256 году состоялся поход в финскую землю. Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

 В тьму язычества князь Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было освоено  русскими, и свет Христов воссиял над ним

В 1256 году умер хан Батый. Св. князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 году стараниями благоверного князя Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было историческое призвание Руси, пророчески угаданное св. Александром Невским. Великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события: хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока.

Эта дипломатическая поездка князя Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь -подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Святое тело его понесли к Владимиру. Путь этот длился девять дней, но тело оставалось нетленным.

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 году. Тогда же было установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года. В том же году Александр Невский был канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Но почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена и довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского».

30 августа 1721 года после продолжительной и изнурительной войны со шведами Петр I заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург, новую северную столицу. Из Владимира святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 года. 30 августа 1724 года они были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне.

    (Блгв. кн. Александр Невский)

 

Источники: http://www.pravmir.ru

                http://vk.com/tr_blagovest

26 августа (8 сентября) СРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Это праздник одной из самых заветных и дорогих святынь нашего Отечества. Мы празднуем событие, которое связано с иконой Владимирской Божией Матери. Эта икона древнейшая. По глубокому преданию она была написана апостолом Лукой на столешнице, которая была в доме Святого Семейства в Назарете, когда Господь наш Иисус Христос был еще в отроческом возрасте.

Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В Россию икона была принесена из Византии около 1131 года в подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Сначала икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который в 1155 году и перевёз ее во Владимир, по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).

В память об этих чудесах празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году:

21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея в 1521 году;

• 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата в 1480 году;             

• 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление     от Тамерлана в 1395 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. 

Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону Царских врат иконостаса. Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями греческой работы оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас эта риза находится в Оружейной палате Московского Кремля).

В 1918 году икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали её в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. № 14243).

С сентября 1999 года икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.   

Владимирская икона Божией Матери (первоначально Вышгородская) — одна из самых чтимых реликвий Русской Православной Церкви. Считается чудотворной.

15 (28) АВГУСТА - УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Это день Ее разрешения от земной жизни и перехода в Царство Невечернего Света.
   Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских, хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах Ее кончины.

Подробнее...

Сегодня, 13 декабря:
Апостола Андрея Первозванного (ок. 62).
7.30 — Часы, Литургия.
17.00 — Вечерня, Утреня, 1-й Час

Завтра, 14 декабря:
Прор. Наума (VII в. до Р. Х.).
7.30 — Часы, Литургия.
17.00 — Вечерня, Утреня, 1-й Час

Расписание богослужений
Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч., а по воскресеньям и в двунадесятые праздники - в 7:30 утра.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.