- Подробности
-
Опубликовано: 17 января 2015
7 января Святая Православная Церковь торжественно отмечает великий праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Господь наш Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек, родился от Пресвятой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царство римского кесаря Августа в лето от С.М. 5508 в городе Вифлееме.
Именно там, в скромной, убогой обстановке, в ночной тиши, свершилось дивное чудо, превосходящее законы человеческого естества – Рождение Божественного Младенца. Младенец, повитый пеленами, положен был в ясли – в знамение глубокого уничижения, до которого ниспал человек-грешник, имеющий крайнюю нужду в небесной помощи Богочеловека.
О рождении Спасителя узнали Вифлеемские пастухи – им явился Ангел, и слава Господня осияла их. Они поспешили в Вифлеем, нашли Марию, Иосифа и Младенца Господа, лежащего в яслях. Благоговейно они первые поклонились Ему. Перед рождением Спасителя на востоке от Вифлеема появилась чудесная звезда, которая привела на поклонение новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов. Пав перед Ним, они поклонились Ему и поднесли Ему дары – золото, ладан и смирну. Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..
«Христос рождается, славите!» - несется над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».
Рождество Христово называют также «матерью всех праздников».
С 1917 года в России наступили годы безбожия и воинствующего атеизма, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать его. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей). Зеленая ель также была подвергнута опале, как рождественский символ. Люди, пережившие те годы лихолетия, рассказывают, как тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.
В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
Но во всем Промысел Божий и Святая Воля Его. Постановлением президента РСФР с 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.
Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику, - храм Рождества Христа Спасителя в Москве. На Рождество Христово, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал высочайший Манифест о создании в честь победы над армией Наполеона храма «...в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели... Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».
Это кафедральный собор Русской православной церкви, Он находится недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.
Храм является коллективным памятником воинам Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов. Храм имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).
Освящение храма состоялось 6 (19) августа 2000 года. Храм имеет статус Патриаршего подворья.
Тропарь, глас 4
Рождество Твое,
Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся Тебе
кланятися, Солнцу правды,
и тебе ведети
с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
- Подробности
-
Опубликовано: 3 ноября 2014
По преданию, поминовение воинов – защитников земли Русской установлено святым благоверным князем Димитрием Донским, отсюда и её название. После тяжелой и кровопролитной битвы на Куликовом поле, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира), Дмитрий Донской посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. Вместе с радостью победы в их семьи пришла и горечь утрат. Победа была достигнута, но она унесла многих отцов и принесла в семьи слезы, горечь и страдания.
В XIX веке мнение о связи Димитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым. В 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, но и всех усопших православных христиан.
Димитриевскую субботу проводили торжественно: ходили на кладбище, служили на могилах усопших родственников панихиды и устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных. С тех пор ежегодно в субботу, перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя князя Дмитрия Донского, приходящимся на 26 октября (8 ноября), совершается всеобщее поминовение усопших.
И в XXI веке, как и много веков назад, в Димитриевскую родительскую субботу жители России на всей её огромной территории устраивают поминальные трапезы, посещают могилы своих почивших родных и знакомых и в первую очередь, конечно, родителей. В церквах и на кладбищах зажигают свечи, служат панихиды и заупокойные литии. В этот день, как и в другие родительские дни, православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан.
Димитриевская суббота несет в себе еще и особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за Святую Русь и православную веру.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь душам усопших и отошедших в мир иной. Их вечно живая душа испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве об их успокоении и прощении им Господом «вся согрешения вольная и невольная» и даровании им Царствия Небесного.